Восприятие музыки


Восприятие музыки
Процесс, соответствующий перцептивному уровню муз.-слуховой деятельности (наряду с апперцептивным уровнем - представления музыки), обеспечивает формирование у слушателя полноценного, целостного образа муз. произведения. При этом играют важную роль профессиональные, возрастные, образовательные факторы: так, у профессионального музыканта такой образ формируется в результате однократного прослушивания, неподготовленному же слушателю необходимо многократное прослушивание. По данным нек-рых исследований (В. Д. Остроменский), в процессе многократного В. м. происходит постоянное совершенствование слуховых действий, степени их координации, что свидетельствует о процессуальности, стадиальности муз. восприятия. Исследователи выделяют неск. стадий процесса В. м., напр. (А. Н. Сохор): 1) стадия возникновения интереса к произведению, формирования установки на его восприятие; 2) стадия слушания; 3) стадия понимания и переживания; 4) стадия интерпретации и оценки. Последовательность этих стадии может меняться, может также происходить их слияние (особенно стадий понимания оценки и переживания). Др. пример деления процесса В. м. на стадии (З. Г. Казанджиева-Велинова): 1) докоммуникативная стадия, формирование готовности слушать; 2) коммуникативная стадия, отражающая реальный процесс В. м.; 3) посткоммуникативная стадия, связанная с осмысливанием произведения после окончания его звучания. Большое значение всеми исследователями придается первой стадии - формирования установки, готовности к восприятию. Установка в значительной степени зависит от ожиданий слушателей, от ситуации восприятия, она определяется отношением к данной музыке, социально-психол. и индивидуально-типологическими особенностями личности воспринимающего, уровнем его образования и муз. подготовки. Решающими в формировании муз. установок являются общемузыкальные характеристики, связанные с отношением к музыке в целом, муз. интересами, вкусами, предпочтениями, жанровыми ориентациями. Установка детерминирована и эмоциональным состоянием слушателя, предшествующим акту восприятия и проявляется в степени активности и избирательности В. м. - от полного поглощения процессом восприятия до использования музыки в кач. фона при выполнении др. деятельности (так называемое комитатное восприятие). В. м. подразумевает восприятие мелодии, гармонии и времени в музыке, среди психол. свойств В. м. выделяют избирательность и предметность, целостность и константность. Выделяют также уровни В. м. (Е. В. Назайкинский): 1) уровень восприятия муз. мотивов, где участвуют функц. механизмы переживания, базирующиеся на работе слухового анализатора; 2) уровень восприятия муз. предложений, периодов, фраз, требующий участия мотивационных и операционных механизмов, опирающихся на речевой и двигательный опыт человека, муз.-слуховые представления и более сложные формы аналитико-синтетической деятельности; 3) уровень восприятия муз. произведения в целом, подразумевает гармоничное участие мотивационных, функц. и операционных механизмов, также учитывает ассоциативно-эмоциональный опыт слушателя, задействует память, эмоциональное восприятие, образное и логическое мышление. Лит.: Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997; Казанджиева-Велинова З. Г. Мнения и оценки на слушателите за различните жанрова музикалии предавания на программа «Орфей». София, 1976; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972; Остроменский В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема. Киев, 1975; Сохор А. Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1974; Music Perception / Ed. By Jamshed J. Bharucha, founding editor D. Deutsh. Univ. of California Press. An interdisciplinary journal. Т. Я. Аникеева

Психология общения. Энциклопедический словарь. — М.: Когито-Центр. . 2011.

Смотреть что такое "Восприятие музыки" в других словарях:

  • МУЗЫКИ ТЕОРИЯ — наука, формулирующая правила и принципы, лежащие в основе сочинения музыки. Теория музыки имеет дело с анализом музыкального произведения, со строительными блоками музыки и закономерностями работы с ними. Теория музыки понимается и как предмет… …   Энциклопедия Кольера

  • ВОСПРИЯТИЕ — система приёма и преобразования информации, обеспечивающая организму отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. В. вместе с ощущением выступает как отправной пункт процесса познания, доставляющий ему чувственный материал.… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Социология музыки —         (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. logos слово, учение) наука о взаимодействии музыки и общества и влиянии конкретных форм её обществ. бытования на муз. творчество, исполнительство и публику. С …   Музыкальная энциклопедия

  • ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ — раздел эстетики, исследующий сущность и значение музыки. Временная, выразительная природа музыки обусловливает своеобразие Ф.м. в сравнении с др. филос. экскурсами в область искусства. К основным проблемам Ф.м., в частности, относятся вопросы… …   Философская энциклопедия

  • Международный день музыки — 1 октября ежегодно во всем мире отмечается Международный день музыки (International Music Day), который был учрежден по инициативе Международного музыкального совета (ММС) при ЮНЕСКО с целью распространения музыкального искусства во всех слоях… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Московский театр музыки и драмы Стаса Намина — Московский театр музыки и драмы Стаса Намина  российский театр. Творческой концепцией театра является гармоничное сочетание музыки и драмы в самых разных формах. Основатель, вдохновитель и художественный руководитель  Стас Намин.… …   Википедия

  • ФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ — – исследование и обоснование законов, которым подчинены музыкальное творчество и восприятие музыкальных произведений, иначе говоря спекулятивная теория музыки, которая во всех музыкальных вопросах доискивается связи следствия с причиной. Срв …   Музыкальный словарь Римана

  • Музыка и Лермонтов — МУЗЫКА и Лермонтов. Музыка в жизни и творчестве Л. Первыми муз. впечатлениями Л. обязан матери. В 1830 он писал: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал; ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она бы… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Ритм —         (греч. rytmos, от reo теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких либо процессов. Многообразие проявлений Р. в разл. видах и стилях иск в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. сферы (Р.… …   Музыкальная энциклопедия

  • Перцептивная организация (perceptual organization) — Для большинства психологов тема перцептивной орг ции служит символом гештальт психологии. Именно Курт Коффка возвестил научному миру о том, что восприятие является организованным процессом. Коффка резко критиковал т. н. «гипотезу константности»… …   Психологическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Восприятие музыки» >>